Воспоминания о театре "Политехник"


Вначале было слово… И это слово сказала Заслуженная артистка УССР В. М. Сухарева: «Студенческому театру быть».

В феврале 1973 года пришли первые ребята: Е. Ефременко, Л. Кекшина, В. Ковтуненко, Л. Герасимова, Н. Майдрыко, Г. Куц, А. Шлепченко, О. Красникова, В. Репетило и другие.

Началась интересная, увлекательная работа. И уже осенью первая премьера — «Маленькая студентка» по пьесе Н. Погодина.

Потом поставили второй спектакль — «Поющие пески» по повести Б. Лавренева «Сорок первый».

Я и еще несколько ребят пришли в 1974 году. После выступления на конкурсе чтецов нас пригласил Владимир Давыдович Розен (он был председателем жюри).

Надо сказать, что Валентина Михайловна много внимания уделяла репетиционной работе. Каждая репетиция обязательно начиналась с разминки: «Этюды», «Пишущая машинка», разгадывание шарад, занятия по сценической речи, дикции и др. В итоге это давало результат. Ты выходил на сцену уже не «валенком», а хорошим «ботиночком».

Следующим спектаклем был, как сейчас принято называть, мюзикл «ХПИ — любовь моя». Эта пьеса была специально написана для нашего театра харьковским драматургом Львом Галкиным. Это музыкальный спектакль о вечных студенческих проблемах — о сессии и о любви. Параллельно мы работали и над спектаклем «171-й разъезд» по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...». Очень трудно было мне, двадцатилетнему, играть умудренного опытом старшину Васкова. Да и девчата наши, что они знали о той военной поре? Валентина Михайловна, сама участница войны, много рассказывала, объясняла, уточняла детали. Спектакль получился очень хорошим. За 7 лет работы в коллективе театра я сыграл много ролей, но эту до сих пор считаю главной.

Валентина Михайловна всегда говорила: «Мы не ставим задачу сделать из вас актеров (хотя некоторые стали профессиональными актерами, и даже заслуженными), мы хотим воспитать вас культурными и воспитанными людьми». Поверьте, это многим из нас помогло в жизни.

Сейчас, когда я через 30 лет вернулся на родную сцену Дворца студентов, я вспоминаю слова Владимира Давыдовича Розена: «Володя, на сцене первые 25 лет трудно, а потом все получается».

Владимир Пронский,

актер театра «Политехник», 1974–1980 гг.

 

* * *

По приглашению профессоров М. Ф. Семко и Н. Ф. Киркача, возглавлявших Харьковский политехнический институт, иду на постоянную работу во Дворец студентов ХПИ им. В. И. Ленина. Режиссирую, возглавляю художественное руководство Дворцом. После тарификации становлюсь руководителем народного студенческого театра «Политехник» и выполняю функции заведующего постановочной частью.

...Ах, этот апрель месяц! В апреле 1973 года ушел из театра... И сейчас в апреле 1998 года оставил работу во Дворце студентов Харьковского политехнического. Прожита большая жизнь. И на сцене театра А. С. Пушкина, и здесь, во Дворце студентов. Правда, если в театре состав труппы был ограничен штатным расписанием, то во Дворце приток истинных любителей самодеятельного искусства не счесть ни какими штатными расписаниями. Каждый учебный год в коллектив приходят все новые и новые участники. Их десятки... Способных, увлеченных, дерзающих. И каждому изволь дать работу, роль, поддержи благие стремления. И не дай бог ошибиться в своих поступках! Исправлять любой просчет в работе с молодым, увлеченным студентом очень трудно. Тут, как говорится, держи ухо востро.

Не хочется заниматься хвастовством, но не замечать положительных результатов в этой работе нельзя. Порукой тому — взаимная любовь и дружба. Сотни теперь уже инженеров-специалистов, разбросанных по городам и весям страны, одаривают своим вниманием нас, своих прежних руководителей! Письма, встречи, советы, даже судьбоносные решения — вот итог прожитых лет. Я и Валентина Михайловна всегда с любовью будем помнить вас, дорогие Виталий и Марина Бондаревы, Аркадий и Асенька Хильковские, Дима и Ира Хаит, Сережа Губин, Даша Сизикова, Дима Якунин, Оля Тевяшева, Олег Московец, Марина Кацева, Маша Антифеева, Лерочка Бирюкова, Наташа Болквадзе, Андрюша Какурин, Виталик Гарбуз, Валюша Ведмеденко, Таня и Лена Депутатовы, Дима Донской, Таня Волкович, Ярослав Колесников, Дима Келчевский, Олечка Красникова, Евгений, Игорь и Алена Кулиши, Сережа Мокрий, Владимир Михеев, Ира Позигун, Оля Сергунова, Наташа Фанина, Люда Кекшина, Виталий Гапон, Ира Федосеева, Галочка Карасева, Оля и Виталий Дзюба, Сергей Коваль, Таня и Гриша Шверк, Таня и Коля Мандрыки, Андрюша Хавин, Таня Михайлова, Володя Репетило, Женя Ефременко, Галина Киселева, Витя Ковтуненко, Наташа Лысенко... И еще сотни преданных искусству друзей, с которыми столкнула нас жизнь. Встречи с вами всегда дороги и приятны! И как это здорово, что не забываете вы свои Дворец, «Политехник», родной коллектив.

Свои строки воспоминаний я назвал: «Годы мои —мое богатство, мои слезы, мое счастье!». Мне кажется, что в этих словах заложен весь смысл задуманного мной.

В. Розен,

руководитель театра 1973–1998 гг.

О театре «Политехник» (отрывок из книги), 2000

 

 

* * *

 

Начало 80-х годов прошлого (звучит солидно, но грустно) века. Народный студенческий театр «Политехник» разменял второй десяток. Совершенно самобытная драматургия позволяла раскрыться таланту многих участников театра. А некоторым из них — впоследствии стать профессиональными актерами.

Сергей Плотников, ныне заслуженный артист России, актер московского театра «Et setera» под руководством Александра Калягина, известный многим как исполнитель главной роли в сериале «Мент в законе» (то еще названьице), в 1982 году сыграл на сцене театра «Политехник» в пьесе Нодара Думбадзе «Кукарача», а 1983 — в странной пьесе харьковского драматурга Игоря Муратова «Последняя туча». Странность пьесы была в том, что она в стихах. Других странностей не было —обычный агитационный материал за мир во все мире. Но надо сказать, что, несмотря на это, по-актерски пьеса была выстроена благодаря опыту и дарованию ее постановщика — нашего замечательного Владимира Давыдовича Розена, которого, к сожалению, уже нет с нами. Играли мы в ней с удовольствием. Сомневаюсь, что зрителям нравилась пьеса, а вот мы ловили кайф от происходящего на сцене. Не говоря уже о той богатой пище, которую мы черпали в этом спектакле для своих пародий в театральных капустниках.

Виталий Бондарев — заслуженный артист Украины, ведущий актер нескольких харьковских театров и даже одного театра «одесского разлива» под названием «Ланжерон», в начале восьмидесятых блистал на подмостках «Политехника» в роли Ярослава Гашека в пьесе «Необычайные похождения бравого солдата Ярослава Гашека». Пьесу поставила руководитель театра «Политехник», заслуженная артистка Украинской ССР Валентина Михайловна Сухарева, ныне здравствующая, потрясающий человек и великолепная актриса харьковского театра русской драмы им. А. С. Пушкина конца 60-х, опять-таки, уже прошлого века. Долгих лет ей — в этом, 2013 году, Валентине Михайловне исполняется 90 лет!

Надо отдать должное нашим руководителям — Валентине Михайловне и Владимиру Давыдовичу, они преподносили нам совершенно дивные уроки театрального мастерства. Мы, в силу своего юного возраста, во многом не совпадали с ними во взглядах на современную драматургию, но азам театральной школы — речи, движению, свободе на сцене — этому у них многие из нас действительно научились. И приобретенными навыками вполне успешно продолжаем пользоваться в жизни, так и не став актерами и режиссерами.

Отдушиной для нас были поездки в студенческие лагеря в Фигуровку и Алушту. Буквально за несколько дней мы успевали поставить короткие спектакли, в основном в одно действие, при этом были совершенно вольны в выборе репертуара. Как правило, такие спектакли показывали один, от силы два раза, не больше. Но это как-то компенсировало нашу жажду драматургической свободы.


Трудно говорить о качестве таких постановок: скорей всего, они были «сырыми». Что можно успеть буквально за несколько дней? Но именно в таких «экстримах» раскрывались актерские способности многих политехников. Видимо, творческий адреналин (надо успеть сделать во чтобы то ни стало!) многое решал в такие моменты. В одну из таких поездок, в 1984-м, появилась литературно-музыкальная композиция по стихам и песням Владимира Высоцкого «Мне есть что спеть», а чуть позже, году в 1987-м, — спектакль по сказке в стихах Леонида Филатова «Сказ о Федоте-стрельце, удалом молодце», которая только-только была опубликована в журнале «Юность». Кстати, с 1985 года, когда в стране начались перемены, потоки великолепных литературных текстов буквально хлынули в страну. Но не очень-то верилось, что происходящее— это надолго. Тем более, что у наших руководителей Валентины Михайловны и Владимира Давыдовича уже был опыт скоротечной хрущевской «оттепели».

И все-таки Валентина Михайловна решилась на постановку пьесы известного репрессированного в 30-е годы украинского драматурга М. Кулиша «Вечный бунт». Возможно, выбор ее был предопределен тем, что действие пьесы разворачивалось в Харькове (тогда столице Украины) в начале тридцатых годов. Пьеса об индустриализации советской Украины, но совершенно в идеологически выдержанном ключе. Вероятно, это было не лучшее произведение действительно выдающегося драматурга, написавшего уже ставшими классикой «Мина Мазайло» и «Народный Малахий». Тем не менее, в 1987 году с этим спектаклем театр «Политехник» поехал в Киев на фестиваль студенческих театров и, невзирая на полное неприятие залом темы пьесы (что понятно), показал очень достойное актерское мастерство и выдержку. А в финале фестиваля, во время гала-концерта, просто поставил киевский зал КПИ (Киевского политехнического института) на уши стэмовскими миниатюрами. Кстати, после этого театр «Политехник» стал желанным гостем этого фестиваля, и в 1988 году получил его Гран-при, выступив с очень хорошей программой собственных эстрадных миниатюр.

Дмитрий Хаит,

актер театра «Политехник»

 

* * *

С Дворцом студентов, точнее, с прекрасным дворцовским коллективом — студенческим театром «Политехник» переплелась моя жизнь и жизни огромного количества моих друзей, моих учителей.

Когда я пришла в театр, наши режиссеры замахнулись на Вильяма нашего Шекспира — репетировался «Сон в летнюю ночь». В коридор периодически выпархивали эльфы, выскакивали люди с головами ослов, в воздухе витали волшебство и общая влюбленность в творчество и друг в друга.

А потом наши любимые режиссеры Валентина Михайловна Сухарева и Владимир Давыдович Розен окунули нас в мир Островского («Праздничный сон до обеда»), открыли нам мир поэзии Пушкина, Лермонтова, Есенина. В театральных работах они учили сопереживанию, чувству коллектива, учили нас жизни. Так, спектакль «В поисках фантома» — о любви и предательстве, о наивности и юношеской жестокости — учил нас и зрителей порядочности, воспитывал у нас и у зрителей стремление быть Людьми и оставаться Людьми.

«Баллада о веселых жаворонках» — трепетный рассказ о мальчишках и девчонках, которые разминировали нашу землю от фашизма. Этим спектаклем мы защищали звание народного театра.

И были еще спектакли «Вей, ветерок» — светлая и грустная сказка Яна Райниса; искрометные чеховские водевили; рассказ об удивительной жизни Ярослава Гашека и его бравом солдате Швейке; невероятные провинциальные анекдоты Вампилова («20 минут с ангелом») и многое, многое другое.

А капустники! А поэтические вечера! А просто вечеринки с танцами и с песнями под гитару! «Память лица листает родные...»

А еще — друзья! На всю жизнь!

 

Депутатова Татьяна,

с театром «Политехник» и Дворцом студентов

с 1979 по 2013

 

 

 

 

* * *

С 1973 года по 1981 год в коллективе народного театра «Политехник» сыграли 21 свадьбу: Пронские, Шверки, Бару, Костяники, Бондаревы, Михеевы, Мандрыки, Ткачи, Мокрии, Кулиши и др.

Сергей Мокрий, актер театра, 1978–1987

 

* * *

Первый курс ХПИ, дисциплина «Этика, эстетика и основы этикета». Казалось бы, в техническом вузе —очередной курс невнятных общих лекций — говорильня, но... Лектор с первых минут не пыталась убедить нас в том, что нет ничего важнее этики, особенно в ХПИ, на факультете транспортного машиностроения. Она рассказывала о самых простых и самых непонятных вещах так легко и увлекательно, что наша разгуляй-аудитория слушала, раскрыв рты. Этим преподавателем оказалась интересная женщина и замечательный человек — Валентина Михайловна Сухарева. А позже выяснилось, что Валентина Михайловна — заслуженная артистка УССР, художественный руководитель народного студенческого театра «Политехник» во Дворце студентов.

И вот большая группа студентов потянулась в волшебную Седьмую комнату. Представители разных факультетов и курсов, все мы собрались в новое для нас сообщество — труппу театра. Знакомство с нашими руководителями — Валентиной Михайловной Сухаревой и Владимиром Давыдовичем Розеным — талантливыми актерами и необыкновенными людьми. Сначала на примере басен и стихов мы проходили школу, постигали силу слова и жеста. Затем — знакомство со старшими и опытными коллегами, подготовка, репетиции и премьеры.

 Удивительно, но наши руководители не ставили перед собой цели сделать из нас профессиональных актеров. «Учить студентов, знакомить их с прекрасным на примере классических произведений Шекспира, Пушкина и других великих авторов и честнее, и благороднее», — говорил В. Д. Розен. Так и было: большинство из нас научились ценить и искренне любить театральное искусство, а некоторые ребята сменили профессию и теперь выступают в театрах Харькова, Одессы и других городов.

Серьезнейшим испытанием для многих стал распад Советского Союза. Не стало комсомола, профсоюз сдавал позиции... Стали не нужны агитбригады и выступления в колхозах, стройотрядах и т. д. В какой-то момент показалось, что и сам театр больше не нужен Дворцу. Но, несмотря на это, жизнь в театре, подпитываемая энтузиазмом Валентины Михайловны, Владимира Давыдовича и студентов, кипела. На каждую сложную ситуацию коллектив отвечал новой постановкой, на каждый выпад — выступлением! И все это время продолжал знакомить зрителей с произведениями Чехова, Пушкина, Шевченко, Мольера, Ремарка, Шекспира, Зощенко, Грибоедова, Барри, Горина, Филатова и других.

В это время произошла полная смена поколений студентов-актеров театра. Некоторые спектакли были возрождены, шла работа над новыми пьесами. Чтобы «одеть» новые спектакли, мы сами шили костюмы, иногда перешивали то, что могли добыть в дворцовской костюмерной, сами изготавливали декорации. Даже когда привычную уютную малую сцену в Седьмой разобрали, театр продолжал работать и готовить новые постановки.

Театр «Политехник» — не просто самодеятельный студенческий коллектив. Это — увлекательный мир, целая планета, где встречаются самые разные персонажи, на которой оживают любимые пьесы, где Творчество не знает границ!

Сергей Губин,

участник театра «Политехник» с 1991 по 2001 гг.

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Кто на сайте

Сейчас 3 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Статистика сайта

Количество просмотров материалов
1016340

© Дворец студентов НТУ "ХПИ", 2013
Create Wordpress Themes
Designer by Arhibober