Театр пантонимы и теней "Силуэт"


У истоков создания театра теней и пантомимы стояли братья Фокины — Вячеслав, Евгений, Владимир, а также Гарий Черняховский, в то время все студенты ХПИ. Репетиции театра начались в декабре, а первое выступление во Дворце студентов состоялось 1 апреля 1964 года. Это была теневая композиция «Тысячи в одну ночь» (о ночных кошмарах студента, готовящего на утро 10 тысяч знаков перевода с английского языка). В первом составе «Силуэта» — Юрий Похил, Мэри Пагель, Наина Грязнова, Юрий Скрипин, Ирина Бурахович, Лариса Насонова, Светлана Левит. Осветители: Юрий Стеценко, Семен Горелик, Юрий Давтян. В дальнейшем к основному составу присоединились Владимир Черниговский, Юрий Фриман (Поздеев), Валентина Костюкова, Сергей Столяров. Музыкальный оформитель репетиций — Вениамин Малышев. В таком составе театр просуществовал до сезона 1968–1969 годов. В 1968–1969 годах большинство участников первого состава закончили учебу в ХПИ, а один из руководителей театра — Владимир Фокин в 1968 году был призван в армию.


 

СЦЕНОГРАФИЯ

«Тысячи в одну ночь». Авторы — братья Фокины. Исполнители: коллектив.

«Луна». Авторы — братья Фокины. Исполнители: В. Фокин, М. Пагель. Свет: Ю. Стеценко, Ю. Давтян.

«Мечта». Автор — Г. Черняховский. Исполнители: М. Пагель (Н. Грязнова), Г. Черняховский.

«Данко». Авторы — братья Фокины. Исполнители: коллектив.

«Баллада о солдате», зримая песня. Авторы — братья Фокины. Исполнители: коллектив.

«Бабий Яр». Автор — В. Фокин. Исполнители: В. Фокин, М. Гразнова, Л. Насонова, затем В. Кострюкова и И. Бурахович.

«Интернационал». Автор — В. Фокин. Исполнители: В. Фокин, В. Кострюкова.

«Танец с зонтиками» для «Огонька» на Харьковском телевидении под песню, исполненную польскими студентами. Автор — Г. Черняховский.

Исполнители: женский состав «Силуэта».

В эти годы (1964–1969) в разное время в работе театра участвовали также студенты ХПИ И. Беленькая, И. Винокур, В. Шлаферман, Т. Яковлева, В. Кокшенева и др.

ГАСТРОЛИ, ВЫСТУПЛЕНИЯ ВНЕ ДВОРЦА СТУДЕНТОВ

Зима 1965 года (каникулы), Ленинград. Поезд «ДС ХПИ» с участием всех коллективов, в т. ч. и «Силуэта».

Сентябрь 1965 года, Каунас. Фестиваль студенческих театров политехнических вузов страны. «Силуэт» и И. Самитная («Театр чтеца») стали лауреатами.

Зима 1966 года, Москва. I Всесоюзный фестиваль студенческих эстрадных театров. «Силуэт», «Синт -63», «Театр чтеца» З. Довжанской стали лауреатами.

Весна 1966 года. ХХ съезд комсомола Украины. В числе участников — «Силуэт», театр «Синт-63».

Май 1967 года, Вроцлав, Польша. Международный фестиваль фестивалей студенческих театров.

Осень 1967 года, Киев. Фестиваль украинской молодежи.

Зима 1967 года, Рига, Таллин, Вильнюс. Гастроли поезда с лауреатами Московского фестиваля студенческих эстрадных театров. В числе участников «Силуэт», театр «Синт-63».

 

ИЗ ПЕРВОГО СОСТАВА В ИСКУССТВО УШЛИ:

Владимир Фокин, кинорежиссер. Его фильмы: «Сыщик», «Александр Маленький», «До первой крови», сериалы «ТАСС уполномочен заявить», «Пятый ангел».

Гарри Черняховский, режиссер. На протяжении ряда лет — режиссер передачи «Вокруг смеха».

Сергей Столяров, директор театра кукол Пензы, работает в Санкт-Петербурге

 

БАЙКИ В. ЧЕРНИГОВСКОГО («СЫНКА»)

Об оперативности

Москва. Зима 1966 года. Первый фестиваль студенческих эстрадных театров. Харьковские участники — «Синт-63», студия З. Довжанской, «Силуэт». Сборная программа называлась «Солнца шар я держу на руках». Планировалось, что в финале после показа «Луны» В. Фокин стоит «на тени» с Луной (читай — Солнцем) над головой и идут стихи Межелайтиса о Солнце. Так планировалось и репетировалось. Но буквально перед нашим выступлением на Луну садится автоматическая станция, и М. Энтин пишет стихи о Луне, А. Хаит читает перед показом «Луны» (привожу по памяти):

Луна, ты нас слышишь, пожалуйста, верь:

Земляне победу празднуют.

Мы любим тебя, будь ты пыль или твердь,

Иль даже газообразная.

Недаром веками во тьме и косности

Мечтой напрягали лбы мы,

Ведь ты нам нужна не как база в космосе,

А как подарок любимой.

На сцене — наша «Луна». Зал и пресса в восторге от оперативности харьковчан.

 

Л. И. Брежнев о «Луне»

В Москве — совещание представителей коммунистических и рабочих партий.

Кремлевский Дворец съездов. В. Фокина таки удалось вытащить на дни концерта из армии (он 2 года служил лейтенантом в Херсоне). После нашего показа «Луны» в самых высоких кругах Леонидом Ильичом Брежневым было сказано: «Вот американцы еще только собираются на Луну, а харьковские политехники ее уже давно прибрали к рукам». Это рассказал нам А.Чудновский, который очень гордился такой оценкой.

 

Два цветовых пятна черно-белого «Силуэта»

К сожалению, ни на сцене, ни в фотографиях цвет в выступлениях «Силуэта» практически не присутствует. Хотя цветные фильтры к фонарям использовались, но на сцене и за экраном тени все равно были только черные.

ХХ Съезд комсомола Украины. В числе гостей — Юрий Гагарин. В концерте принимают участие лучшие артисты Украины и мы с «Синтом-63» (лауреаты Московского фестиваля).

Перед концертом мы узнали о присвоении званий С. Колывановой и Т. Попеску. После их номера на сцену выходят в черных трико В. Фокин с огромным букетом красных тюльпанов и Л. Бугаенко с одним тюльпаном и под стихи, заканчивающиеся словами:

... и вечно быть любимыми.

Привет безмолвному балету

От молчаливой пантомимы

вручают цветы. Зал в экстазе.

 

«Бабий яр»

Самая сильная вещь в репертуаре «Силуэта». Финал. Погашена последняя свеча. Сцена в темноте. Зажженный под потолком фонарь направлен вертикально вниз. Его луч из зала не виден. И в этом луче появляется одна белая рука, затем на нее опускается вторая рука с красной гвоздикой. Темная сцена, на ней только две руки и красный цветок. Несколько мгновений полнейшей тишины и зал взрывается аплодисментами. Так было всюду, где показывали этот номер: и в Украине, и в Прибалтике, и в Польше.

 

Об авторе

Владимир Черниговский «Сынок».

Увидел «Луну» впервые — весна 1964.

Пришел в «Силуэт» — весна 1965.

Первые гастроли и впервые на тенях — осень 1965, Каунас.

Первое серьезное выступление (миниатюра «Данко») — зима 1966, Москва.

Впервые сам исполнил «Луну» с Л. Букреевой и А. Поливодой (свет) — 1976.

Первые гастроли в качестве одного из руководителей «Силуэта» с Ю. Поздеевым — ноябрь 1979, Тольятти.

Расстался с «Силуэтом», но не с пантомимой — 1982.

 

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА «СИЛУЭТА»

1974–1986 гг. — второе рождение «Силуэта». Руководители: Ю. Поздеев, В. Черниговский. В дальнейшем к ним присоединился А. Поливода.

1987–1989 гг. — восстановление «Силуэта». Руководители: А. Поливода, Н. Карчава.

Состав «Ситуэта-2» (1974–1977)

Руководители: Ю. Поздеев, В. Черниговский.

Актеры: Вячеслав Башинский, Александр Поливода, Ирина Подопригора, Ольга Плехова, Ирина Синельникова, Елена Черняк. В сезон 1977–1978 пришли и надолго задержались в «Силуэте» Валерий Вишняк, Владимир Каршенбойм (Грицкий), Людмила Букреева, Александр Близнюк, Ирина Пинигина.

Свой след в «Силуэте» оставили Аркадий Пшеничнер, Радик Желудовский, Нонна Карчава, Валентина Косоголова, Галина Денисова, Любовь Агаркова, Арсен Базакуца, Виктория Пелетминская, Татьяна Белова, Марина Панасечук, Ирина Душко, Ольга Кислица, Лия Парцева, Андрей Светличный, Олег Игнатов, Ольга Беженова, Сергей Мошинский, Наталья Нестерова, Ольга Суханова, Татьяна Бугаенко, музыкальный оформитель и осветитель Владимир Квачев, светооформитель Александр Дмитриев.


БАЙКИ ОТ АЛЕКСАНДРА ПОЛИВОДЫ

Луна как символ несовершенства

Это было где-то в 1975–76 году. В городе собирались помпезно отметить юбилей цирка. Режиссером этого мероприятия был некто Гамеров. Он ходил по творческим коллективам города и отбирал номера, которые вписывались в его сценарий. В нашем репертуаре ему приглянулась «Луна». Гамеров был режиссером — он просто не мог не поделиться видением скрытой идеи этого номера. Он сказал буквально следующее: «В моем понимании Луна — символ несовершенства и непостоянства любви. Поэтому в начале номера она появляется несколько угловатой, квадратной, и только потом она становится круглой».

К сожалению или к счастью, мы не прочувствовали всей гениальности этой идеи, но с тех пор на любое безумное режиссерское решение мы навешивали свой фирменный ярлык — «квадратная луна Гамерова».

 

Рождение трактора в …?!!

Видимо, юбилеи каким-то образом влияют на способность человека, прошу прощения, режиссера мыслить критически и правильно оценивать сказанное со своей стороны. Естественно, не свое. И вот вам очередное тому подтверждение.

Опять юбилей! Чествуем Харьковский тракторный завод. В зале —участники предстоящего концерта. На сцене — режиссер, который делится с нами своими гениальными задумками.

Режиссер: «На сцене участники танцевального коллектива «Барвинок» изображают массовый энтузиазм строителей завода. А в это время

театр пантомимы «Силуэт» показывает рождение трактора.

Вопрос от «Силуэта»: «Где мы показываем?».

Режиссер: «В заднем проходе Дворца».

Вы, наверно, догадались, что и от этого щедрого предложения мы вынуждены были отказаться по морально-этическим соображениям.

С тех пор на всех нелестных для «Силуэта» предложениях стоял лейбл: «Рождение трактора в заднем проходе».

 

Где пистолет?

Иногда специфические термины и выражения или даже обычные слова в некоторых творческих коллективах имеют свой особый смысл, непонятный для непосвященных. Пример? Пожалуйста!

Рассказываю со слов Ю. Поздеева, участника описываемых событий. В 1979 году «Силуэт» приглашают на фестиваль студенческих театров политехнических вузов в Тольятти. Харьковский аэропорт. Идет посадка в самолет. И вдруг Позднеев задает нашему осветителю Квачеву простой вопрос: «А ты пистолет взял?». На нашем силуэтовском (да и не только на нашем) языке пистолетом называли небольшой осветительный прибор, создающий на экране небольшое световое пятно. Естественно, Квачев отвечает: «Да, конечно, взял». Реакция аэропортовских служащих, ведущих посадку, была молниеносной. Через минуту наряд милиции оттеснил силуэтовцев от самолета и долго выяснял, куда это Квачев спрятал оружие. Слава богу, «Скорую» вызывать не пришлось. Разобрались. Отпустили. Но, где-то там, в глубине души, сомнения, видимо, остались.

СЦЕНОГРАФИЯ

За период с 1974 по 1986 гг. были восстановлены некоторые номера «Силуэта-1», а также созданы различные концертные программы и номера.

 

Теневые композиции

1. Ю. Поздеев, В. Черниговский «Летите, голуби!»

2. Ю. Поздеев, В. Черниговский, А. Поливода «БАМ»

3. Ю. Поздеев, В. Черниговский, А. Поливода «Прививка»

4. А. Поливода «Хиросима»

5. В. Фокин (восстанавливал В. Черниговский) «Луна»

6. Идея — А. Дмитриев, сценарий — А. Поливода, режиссура — Ю. Поздеев, В. Черниговский «Хлеб»

7. Ю. Поздеев «Олимпиада»

8. Ю. Поздеев «В царстве Нептуна»

9. Ю. Поздеев, В. Черниговский, А. Поливода «Искра»

10. Память

 

Этюдный спектакль «жизнь студенческая»

11. А. Поливода «Начало занятий»

12. А. Поливода «Утро студента»

13. А. Поливода «Лекция»

14. А. Поливода «Лабораторка по электротехнике»

15. А. Поливода «В читалке»

16. А. Поливода «Гигантские картинки»

17. А. Поливода «Зачет»

18. А. Поливода «Экзамен»

19. А. Поливода «Зонтик»

20. Ю. Поздеев «Утро в стройотряде»

21. А. Поливода «Финал»

 

Этюдные миниатюры

22. В. Грицкий «Робот-шахматист»

23. В. Грицкий, А. Пшеничнер «Любитель детективов»

24. В. Грицкий, В. Вишняк «На Диком Западе»

25. А. Пшеничнер «Жертвы моды»

26. А. Пшеничнер «Маленький скрипач»

27. А. Поливода «Муха и Паук»

28. А. Поливода «Случай в зоопарке»

29. А. Поливода «Укротитель и Лев»

30. А. Поливода «В канун 8 Марта»

31. А. Поливода «Не стреляйте в белых лебедей»

32. А. Поливода «Ложь»

33. А. Поливода «Справка»

34. А. Поливода «Боль памяти»

35. А. Поливода «Розыгрыш»

36. А. Поливода «Скамейка»

37. В. Черниговский «Операция аппендицита в представлении Большого» (вариация на тему)

38. В. Черниговский «Штангист» (вариация на тему)

39. А. Поливода «Рыболов» (вариация на тему)

40. Серия авторских микромим А. Поливоды:

«Ожившие скульптуры»

«Самсон, разрывающий льва»

«Лаокаон»

«Апполон»

«Венера»

«Разжалобил»

«О чем задумался роденовский “Мыслитель”»

«Вещие вещи»

«Кресло»

«Холодильник “Донбасс”»

«Французские духи и “Тройной одеколон”»

(Из книги "Дом,  где зажигаются сердца")

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Кто на сайте

Сейчас 76 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Статистика сайта

Количество просмотров материалов
460721

© Дворец студентов НТУ "ХПИ", 2013
Create Wordpress Themes
Designer by Arhibober