Светоживопись

В 60-х годах Юрий Алексеевич Правдюк после многих лет экспериментов создал принципиально новый вид искусства — динамическую музыкальную светоживопись.
Юрий Алексеевич Правдюк — харьковчанин, инженер-строитель по образованию. Его жизнь удивительным образом разделилась на две «истории»: до сорока лет — работа инженером, после — светоживописная композиция, художественное явление настолько уникальное, что приходится изобретать новые слова для его описания. Но на самом деле уникальной является личность Юрия Правдюка. Говорить о нем — трудная задача.
В начале 60-х годов в мире вновь возник интерес к тем идеям, которые высказывали на рубеже веков художники и музыканты — к идее синтеза музыки и изображения. Но в середине ХХ века основные акценты в этой области сместились: ставка делалась исключительно на технические приспособления. В нашей жизни появилось слово «цветомузыка». Инженеры и изобретатели разных стран предлагали различные приборы цветного света, вспышки и переливы которого сопровождали исполнение музыкального произведения. В 1963 году, познакомившись с принципами работы цветомузыкальных установок и убедившись, что цветомузыка ничего общего с искусством не имеет, Ю. А. Правдюк стал искать свой путь сочетания цвета с музыкой. Имея музыкальное образование и будучи ознакомленным с основами архитектуры, он, в конечном счете, пришел к синтезу музыки с динамической светоживописью. Слово «цветомузыка» очень вдохновляло Юрия Правдюка, но понимал он его по-своему: «музыка цвета», сочетание цветов не случайное, не механическое, а художественное. Созданное по принципам гармонии музыкальное сочетание цветовых форм. Не расцвечивание музыки, а живописное изображение, которое, сливаясь с музыкой, становится новым видом искусства — музыкальной светоживописью. Для этого Юрий Правдюк создал новый принцип изображения — формодвижение, когда движение и живописная форма воспринимаются как неделимое художественное целое. Формодвижение стало основой создаваемых Правдюком произведений: композиций динамической музыкальной светоживописи. Практически все его светоживописные композиции созданы к произведениям мировой музыкальной классики.
Начиная с 1966 года он стал показывать концерты музыкальной светоживописи в своем доме, а затем по рекомендации ректора Харьковского института искусств композитора Б. Нахабина концерты стали проходить во Дворце студентов Харьковского политехнического института (на общественных началах). Это было потрясающим художественным событием.
Руководство ЦПКиО им. Горького предложило группе Ю. А. Правдюка открыть в парке зал музыкальной цветоживописи на профессиональной основе. Зал был открыт в сентябре 1969 г. Павильон, выделенный для СТУДИЯ СВЕТОЖИВОПИСИ зала, был летнего типа, поэтому концерты проходили в нем с мая по октябрь. Круглогодично зал был открыт для туристов, прибывающих по линии экскурсионного бюро города. В зале светоживописи побывали зрители из огромного количества стран мира, книга отзывов зала хранит записи на разных языках. Работы Юрия Правдюка были предметом исследования и источником вдохновения для многих художников и ученых, которые занимались проблемами синтеза искусств. Андрей Малков, директор музея космонавтики (г. Москва), Сергей Зорин, создатель оптического театра (г. Москва), Лев Нусберг, руководитель творческой группы «Движение» (США), Булат Галлеев, доктор философских наук, руководитель НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» (г. Казань), многие художники и музыканты сотрудничали с Залом светоживописи, и находили в работах Юрия Правдюка интерес и вдохновение.
Харьковский зал светоживописи был открыт для зрителей в течение 20 лет. За это время Юрием Правдюком было создано более 100 светоживописных композиций. В 1989 году зал был закрыт в связи с плохим техническим состоянием концертного павильона. Концертная аппаратура была демонтирована. Один комплект аппаратуры сейчас находится в музее современного искусства в Зиммерли (США), другой хранится в учебной студии светоживописи Харьковского Дворца детского и юношеского творчества.
Ю. А. Правдюк умер в 2002 году. В основанной им студии светоживописи работает и учится уже пятое поколение его учеников. Статьи об искусстве светоживописи с именем Юрия Алексеевича опубликованы в Большой советской энциклопедии…


Н. В. Крюковская, ученица Ю. Правдюка,
руководитель студии светоживописи

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Кто на сайте

Сейчас 3 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Статистика сайта

Количество просмотров материалов
1015672

© Дворец студентов НТУ "ХПИ", 2013
Create Wordpress Themes
Designer by Arhibober